Неликвидами принято считать товары, которые в текущей ситуации не будут проданы в разумные сроки.
Неликвиды — это потери. Если не предпринимать меры, то они в большинстве случаев потеряют свои потребительские свойства и будут подлежать списанию и утилизации. И в любом случае, их хранение требует затрат.
Работа с неликвидами, включает в себя несколько процессов:
- выявление неликвидов и диагностика причин отсутствия продаж
- выработка и реализация комплекса мероприятий по ликвидации остатков
Самым простым способом для выявления неликвидов служит постановка процесса отслеживания товаров “без движения”, т.е. тех по которым в течении определенного периода не фиксируются продажи или другие расходные операции. Для различных категорий товаров могут устанавливаться свои контрольные нормативы в днях.
Далее необходимо определить возможные причины отсутствия уходимости. Они могут быть различного характера и находиться в зоне ответственности различных служб. Ошибки мастер-данных, настроек жизненного цикла (статусов товара), некорректные учетные данные, ошибки ценообразования и пр.
Правильная диагностика является основой для выстраивания комплекса по ликвидации подобных остатков.
В первую очередь устраняются выявленные технические ошибки. Далее необходимо принятие мер на уровне коммерческой деятельности (дополнительное продвижение, распродажа, возврат и т.д.).
Иногда, стоит принимать решительные меры и физически избавляться от неликвидного товара через списания и утилизацию, чтобы не нести дополнительные затраты на хранение.